Некоммерческое партнерство владельцев АЗС Камчатки

Анализ и предложения по совершенствованию рынка нефтепродуктов

Цены на топливо

на 20.07.2019

АИ-92 (К5)
47.80
АИ-95 (К5)
50.40
АИ-98 (К5)
52.90
ДТ-летнее (К5)
55.20

Котировки

на 20.07.2019

1 доллар
62,8666
1 евро
70,7941
1 фунт ст.
78,7656
100 яп. йен
58,3828
 

Деятельность партнерства  Ответ Федеральной антимонопольной службы России "О ценах на нефтепродукты" от 23.10.2012

06.12.2012

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ
СЛУЖБА
(ФАС России)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Садовая Кудринская, 11
Москва, Д-242, ГСП-5, 123995
тел. (499) 795-71-69, факс (499) 254-83-00

06.12.2012 №Аг/40828-17р/12

На № П48-188664 от 23.10.12

Брусововой О.В.

ул.Вилюйская, д.77,
г. Петропавловск-Кмчатский,
Камчатский край, 683003

 

Уважаемая Оксана Викторовна!

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела поставленные в Вашем обращении вопросы и сообщает.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%. Под воздействием антимонопольных органов и мер защиты внутреннего рынка, рост цен в России ниже, чем за рубежом. Так, с 2007 по 2011 гг. цены на нефть в мире выросли в 2,21 раза, а в Российской Федерации цены на автомобильные бензины выросли в 1,46 раза. Для сравнения инфляция за это время выросла в 1,57 раза. В отдельные периоды и по отдельным нефтепродуктам, например, под влиянием роста мировых цен или сезонного фактора, цены на нефтепродукты опережали инфляцию. В отдельные периоды, в том числе под воздействием ФАС России, отставали от инфляции.

Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже акцизы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли в 1,51 раза, на автобензин 3 класса - 1,42 раза, класса 4 и 5 - 1,29 раза; на дизельное топливо класса 2 и ниже акцизы в 2011 году выросли в 2,3 раза, на дизельное топливо 3 класса - 2,09 раза, класса 4 и 5 - 1,89 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а больший рост имел место по дизельному топливу.

Необходимо отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 №338-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли в 1,31 раза; на дизельное топливо всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросли в 1,54 раза, а с 01 июля 2012 года по сравнению с 01 января 2012 года акцизы на автомобильный бензин не соответствующий классу 3, 4 или 5 и на автомобильный бензин класса 3 выросли в 1,06 раза; на автомобильный бензин класса 5 снизились в 1,75 раза; на дизельное топливо не соответствующее классу 3, 4 или 5 выросли в 1,04 раза; на дизельное топливо класса 3 - в 1,12 раза; на дизельное топливо класса 5 снизились в 1,83 раза.

Рост розничных цен на нефтепродукты происходил неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышал индекс потребительских цен.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее -Закон о защите конкуренции) при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Закона о защите конкуренции. В 2008 и 2009 гг. было рассмотрено более 250 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также две «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде России, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы - суммарно более 15 млрд. рублей. В 2011 году возбуждено 108 дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства на региональных рынках, а с начала 2012 года - 44 дела. На федеральном уровне, в рамках третьей «волны» дел, нефтяные компании уже признали факт нарушения закона. В отношении ОАО

«АНК «Башнефть», группы лиц ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл» и ее группы лиц, в конце 2011 года принято решение о наложении штрафов на сумму более 4 миллиардов рублей. В начале марта 2012 года ФАС России принято решение о наложении штрафа на ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в размере более 1,3 миллиарда рублей. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,4 млрд. рублей.

В рамках обеспечения справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

Дополнительно разъясняем, что в соответствии с приказом ФАС России от 25.12.2007 №447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее -Регламент), Вы вправе обратиться в ФАС России или соответствующий территориальный орган с заявлением, материалами, указывающими на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п.3.11. Регламента заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены. Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Заявление, материалы вместе с документами направляются в антимонопольный орган следующими способами: почтовое отправление, доставка заявителем лично, доставка курьером под расписку.

Информируем, что Ваше обращение направлено для рассмотрения по существу в Камчатское УФАС России (адрес: 683003, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинградская, д.90; телефон: 8(4152)42-58-74, факс: 8(4152)42-58-74; руководитель — Петров Андрей Васильевич). О результатах рассмотрения Вашего обращения Вы будете дополнительно проинформированы Камчатским УФАС России.

Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что более подробную информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.

Дополнительно сообщаем, что информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».

 

А.Н. Голомолзин