Некоммерческое партнерство владельцев АЗС Камчатки

Анализ и предложения по совершенствованию рынка нефтепродуктов

Цены на топливо

на 26.05.2019

АИ-92 (К5)
48.00
АИ-95 (К5)
50.20
АИ-98 (К5)
52.90
ДТ-летнее (К5)
55.50

Котировки

на 25.05.2019

1 доллар
64,6106
1 евро
72,3186
1 фунт ст.
81,9262
100 яп. йен
58,9916
 

Деятельность партнерства  Ответ ФАС Президенту Российского топливного союза

09.01.2013

Аппарат Правительства и ФАС РФ принимают меры для сохранения конкурентного розничного рынка моторного топлива на территории РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ
СЛУЖБА
(ФАС России)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ

Садовая Кудринская, 11
Москва, Д-242, ГСП-5, 123995
тел. (499) 795-71 -69, факс (499) 254-83-00
delo@fas.gov.ru            http://www.fas.gov.ru

 

Президенту
Российского топливного союза

Е.А. Аркуше

ул.Красина, д.27, стр.2, г.Москва, 123056

 

Уважаемый Евгений Александрович!

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № П9-54001 Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела поставленные в Вашем обращении вопросы относительно сохранения конкурентного розничного рынка моторного топлива на территории Российской Федерации и сообщает следующее.

03.12.2012 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) состоялось совещание представителей Российского топливного союза с участием Руководителя ФАС России Игоря Артемьева и заместителя Руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина. Главной темой стала выработка механизмов реализации предложений, направленных Российским топливным союзом в адрес Президента российской Федерации Владимира Путина, в части совершенствования розничного топливного рынка России.

Участники совещания признали объективность представленного Российским топливным союзом анализа развития ситуации на розничном топливном рынке в 2011-2012 гг. и актуальность внесенных предложений по ее улучшению.

На совещании обсуждались вопросы развития биржевой торговли на рынке нефтепродуктов, организации биржевых торгов, функционирования системы регистрации внебиржевых сделок, создания единых для рынка Российской Федерации биржевых и внебиржевых индексов, формирования торговой политики ВИНК-ов и обеспечительных механизмов по выставлению ими на биржевые торги устанавливаемых объемов (не. менее 10% от производимых) нефтепродуктов, а также реализации принципов равнодоступности к реализуемым на бирже ресурсам топлива для всех участников торгов.

Особое внимание участников рынка было направлено на сообщение о создании совместным приказом ФАС России и ФНС России Рабочей группы по вопросам ценообразования для целей применения законодательства о налогах и сборах, а также антимонопольного законодательства. Ее основной задачей является сближение позиций ведомств по вопросу определения рыночного ценообразования и выработке механизмов установления цен для целей налогообложения и антимонопольного регулирования, в том числе на рынке нефти и нефтепродуктов.

Признано актуальным и необходимым скорейшее создание Биржевого Совета с участием всех заинтересованных ведомств и субъектов рынка в целях дальнейшего развития биржевой торговли нефтепродуктов. Подтверждена также необходимость формирования системы практической подготовки и обучения независимых хозяйствующих субъектов рынка нефти и нефтепроудктов для участия в биржевых торгах.

По мнению участников совещания, принятие разработанных ФАС России законопроектов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» будет способствовать созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке нефтепродуктов. Подтверждена необходимость организованного разделения оптовых и розничных структур ВИНК-ов реализации нефтепродуктов в регионах их доминирования.

Представители Российского топливного союза также поддержали необходимость принятия совместного приказа ФАС России и Минэнерго России «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов и утверждений требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами с хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках».

Проект совместного приказа направлен на согласование в Минэнерго России письмом ФАС России от 10.07.2012 № АГ/21786.

ФАС России направил письма от 08.08.2012 № АК/25491 и от 30,08.2012 №АК/28180 в адрес Минэнерго России об ускорении рассмотрения Проекта совместного приказа и в случае отсутствия замечаний и предложений согласовании его в возможно короткие сроки.

В связи с отсутствием замечаний и какой-либо иной позиции со стороны Минэнерго России, в октябре 2012 года Проект совместного приказа в направлен для подписания в Минэнерго России.

Также на совещании представители Российского топливного союза выразили озабоченность прогнозными последствиями предстоящего введения в Российской Федерации с 01.01.2013 года экологических требований Класса-3 к реализуемому моторному топливу, с учетом уже имеющегося опыта негативных проявлений 2011 года в результате введения Класса-3. ФАС России проинформировал участников совещания о мерах, направленных на сохранение стабильных условий функционирования рынков нефтепродуктов. Обсуждаемых в настоящее время заинтересованными органами власти.

Кроме того, представители Российского топливного союза подняли вопрос, связанный с возможным несоблюдением установленных требований качества к моторному топливу при его реализации, особенно в тех регионах, где цены ниже, чем в регионах с сопоставимыми условиями. В связи с этим, ФАС России проинформировало о заключенном соглашении с Росстандартом. Росстандарт контролирует соблюдение требований регламента с учетом имеющихся инструментальных средств. Так, если в рамках проверок Росстандартом будет установлено, что АЗС не указывают на стелле и в кассовых чеках класс моторного топлива, то Росстандарт рассматривает данные действия на предмет нарушения требований регламента. Фас России же контролирует недопущение недобросовестной конкуренции. К примеру, в случае выявления фактов реализации моторного топлива с не соответствующим заявленной марке показателем «октановое число», то вышеуказанные действия в пределах своей компетенции рассматривает ФАС России.

Помимо этого, были обсуждены варианты повышения эффективности взаимодействия центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов с независимыми хозяйствующими субъектами на рынке нефтепродуктов, при разрешении возникающих проблемных вопросов в области формирования конкурентной среды в регионах Российской Федерации, обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре и топливным ресурсам, при выстраивании взаимоотношений с ВИНК-ами. Подтверждена важность участия представителей топливозаправочного бизнеса в работе Общественных советов при территориальных органах ФАС России.

Кроме того, ФАС России разработан проект соглашения по совершенствованию механизмов реализации нефтепродуктов для заключения его между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка (Биржевой совет). Целью Соглашения является подготовка предложений по совершенствованию механизмов формирования репрезентативных ценовых индикаторов на рынках нефтепродуктов, а также основных принципов организации биржевых торгов нефтепродуктами. Соглашение является открытым для подписания заинтересованными сторонами.

В целях повышения репрезентативности цен, заключаемых по результатам биржевых контрактов, внебиржевых сделок и индекса цен сопоставимых рынков (нет бек), считаем необходимым привести данные индексы к сопоставимым условиям формирования (расчета) и базисам поставки. По мнению ФАС России такой площадкой для обсуждения может стать создаваемый Биржевой совет.

Так, приказом ФАС России от 26 июня 2012 года № 409 утвержден Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам). Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 №1035 утверждены Критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты.

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 06.12.2012, учитывая предложение Первого заместителя Премьер-министра республики Беларусь В.И. Семашко о формировании проектов индикативных балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2013 год в рамках исполнения Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Минпромторг России, считает, что данное предложение позволит нормализовать рынок нефтепродуктов, особенно в европейской части России, и исключить возникновение дефицита автомобильного бензина и дизельного топлива.

По данным нефтяных компаний производство автомобильного бензина, разрешенного к реализации на внутреннем рынке Российской Федерации (К 3+), в 2013 г. составит - 36 172,9 тыс. тонн, дизельного топлива - 58 245,3 тыс. тонн, что позволит полностью удовлетворить спрос, с учетом прогнозируемого роста потребления автомобильного бензина на 4 %, дизельного топлива на 5 %.

Для исключения возможного дефицита автомобильного бензина в периоды плановых ремонтов нефтеперерабатывающего оборудования Минэнерго России рекомендовано нефтяным компаниям обеспечить к 01.04.2012 создание резерва на НПЗ, ПНПО и в системе ОАО «АК «Транснефтепродукт» в объеме не менее 1,7 млн. тонн.

Для исключения возможного дефицита зимнего дизельного топлива к началу осенне-зимнего периода 2013-2014 гг. нефтяным компаниям рекомендовано обеспечить создание резерва в объеме не менее 0,7 млн. тонн. Создание дополнительных резервов автобензина и зимнего дизельного топлива обеспечит стабильные поставки в регионы Российской Федерации в периоды плановых ремонтов НПЗ и, когда уровень спроса будет превышать производственные возможности российских НПЗ.

По данным Минэнерго России, в настоящее время запасы автомобильного бензина составляют - 1 438 тыс. тонн, дизельного топлива зимнего - 861 тыс. тонн, что позволяет бесперебойно обеспечивать потребителей Российской Федерации.

ФСФР России предлагает дополнить проект совместного приказа ФАС России и Минэнерго России «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и утверждении Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках» положениями, исключающими возможность учета в расчете «величин нефтепродуктов», реализуемых на бирже хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, а также его аффилированными лицами и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц сделок:

  • заключенных хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках и его аффилированными лицами, и (или) участниками биржевых торгов, действующими за счет указанных лиц;
  • заключенных на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок;
  • заключенных с нарушением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В рамках подготовки системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии представителей предпринимательского и экспертного сообществ ведется работа по формированию в рамках национальной предпринимательской инициативы дорожной карты «Развитие конкуренции».

Наряду с общесистемными мерами в указанную дорожную карту предполагается включение мер по развитию конкуренции на отдельных рынках.

В целях развития конкуренции на рынке нефтепродуктов рассматриваются следующие мероприятия.

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами, в том числе:
    • обеспечение анонимности биржевых торгов;
    • унификация и стандартизация лотов и контрактов;
    • установление минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах;
    • разработка требований к биржевым торгам, . в ходе которых заключаются сделки по реализации нефтепродуктов, произведенных хозяйствующими субъектами, доминирующими на соответствующем рынке.
  2. Формирование объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок с учетом экспортной альтернативы.
  3. Формирование требований структурного и поведенческого характера (запрет на совмещение в рамках одного юридического лица определенных видов деятельности и на дальнейшее увеличение доли присутствия на рынке, обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктурным мощностям ВИНК, повышение информационной прозрачности отрасли), которые позволят обеспечить прозрачность ценообразования, а также создать основу для формирования рыночного и недискриминациоиного механизма реализации товаров.
  4. Повышение информационной прозрачности отрасли, развитие практики разработки нефтяными компаниями «модельных политик».
  5. Изменение Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации в части создания условий деятельности для независимых субъектов рынка нефтепродуктов, повышения эффективности использования мощностей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов.

 

А.Г Цыгано