Некоммерческое партнерство владельцев АЗС Камчатки

Анализ и предложения по совершенствованию рынка нефтепродуктов

Цены на топливо

на 23.09.2019

АИ-92 (К5)
47.80
АИ-95 (К5)
50.40
АИ-98 (К5)
52.90
ДТ-летнее (К5)
55.20

Котировки

на 21.09.2019

1 доллар
63,8487
1 евро
70,5975
1 фунт ст.
80,0727
100 яп. йен
59,1438
 

Материалы ФАС  Бензиновый кризис на ровном рынке

Бензиновый кризис на ровном рынке

11.08.2013

Российский рынок нефтепродуктов встретил вступление в силу совместного приказа ФАС и Минэнерго очередным бензиновым кризисом. С середины июня по 2 августа биржевая цена бензина Регуляр-92 производства Рязанской НПК и ЯНОСа взлетела на 8600 рублей, или на 31%, до 36600 руб./т. Самарский продукт за этот же период подорожал почти на 8300 рублей (на 30%), до 35660 руб./т, и Уфимский – на 8500 рублей (на 32%), до 35200 руб./т.

Михаил Турукалов
Директор по развитию бизнеса
Независимое агентство «Аналитика товарных рынков»

Рост цен на биржевом рынке повлек за собой значительное удорожание бензина на региональных мелкооптовых рынках. Так, бензин Регуляр-92 на Московском НПЗ и Володарской ЛПДС с середины июня по 2 августа у сбытового предприятия «Газпромнефть-Региональные продажи» подорожал на 6100 рублей (на 21%), до 35100 руб./т. При этом цена бензина Регуляр-92 на трейдерском рынке московского региона за аналогичный период выросла примерно на 8000 рублей (на 28%), до 37000 руб./т.

Если бы закупаемый на бирже бензин Регуляр-92 производства Рязанской НПК и ЯНОСа реализовывался на московских заправках, то в конце июля это приносило бы убыток в размере 2500–2700 рублей на тонну, а Премиум-95 – 1800–2000 рублей на тонну. В расчетах учтены транспортные затраты, операционные издержки среднестатистической АЗС в Москве и расходы на обслуживание кредита. Владельцы независимых АЗС несли примерно такие же потери весной 2011 года, когда в России разразился сильнейший бензиновый кризис, и целый ряд регионов страны испытал жесточайший дефицит топлива.

Торговля на вырост

Стремительное удорожание бензина было вызвано комплексом факторов. Часть из них носит объективный характер, но другие больше похожи на недостатки в планировании поставок и даже на преднамеренный «разгон» цен.

«Роснефть» с июля прекратила внебиржевые продажи железнодорожных партий нефтепродуктов с заводов, принадлежащих поглощенной ею ТНК-ВР (Рязанская НПК, Саратовский НПЗ и ЯНОС). Ранее в этом году ТНК-ВР продавала на внебиржевом рынке ежемесячно до 50 тыс. т нефтепродуктов, что вдобавок к биржевым продажам бензина на уровне 80–90 тыс. т в месяц покрывало значительную часть спроса со стороны независимых сетей АЗС.

Изменение логистических потоков быстро «осушило» рынок Москвы и Московской области, примерно 40% потребностей которого обеспечивается за счет Московского НПЗ, и еще 40% – за счет Рязанской НПК и ЯНОСа. Рост биржевых цен на бензин начался именно на базисах поставки Центрального ФО, а затем распространился на Поволжье и Сибирь.

В конце июля стало выгодно возить в Москву бензин сначала с Омского НПЗ, а затем и с Ачинского НПЗ, которые расположены в Сибири. Возможность арбитражных поставок бензина на расстояние порядка 4000 км свидетельствует о перекошенности рынка и остром дефиците топлива в центральном регионе.

Стоит отметить, что «отличились» и другие нефтяные компании. ЛУКОЙЛ с 1 по 29 июля реализовал на СПбМТСБ 73,3 тыс. т автомобильного бензина, из них 60,1 тыс. т продукта закупили на бирже сбытовые предприятия ЛУКОЙЛа. Эти данные содержатся в презентации СПбМТСБ, с которой представитель биржи выступал на штабе в Минэнерго 1 июля.

«Газпром нефть» с 1 по 29 июля продала на бирже 67,6 тыс. т автобензина (весь товар купили неаффилированные компании), однако на станциях отправления НПЗ компания продала лишь 26,6 тыс. т бензина, а остальной объем – на балансовых пунктах, следует из данных СПбМТСБ. Торговля на балансовых пунктах ограничивает конкуренцию, сужая возможные направления транспортировки бензина до отдельных регионов. В этой связи, реализованный на балансовых пунктах товар, зачастую невозможно направить в те регионы, где ощущается острая потребность в дополнительных поставках бензина.

В торговой системе СПбМТСБ до сих пор остается по 6–7 инструментов для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 и различных марок дизельного топлива производства Самарской и Уфимской групп НПЗ (по одному инструменту на каждую станцию отправления, плюс разные инструменты для различных экологических классов). Такое изобилие «стаканов» превращает покупку топлива в игру в «кошки-мышки» с нефтяной компанией: можно ловить товар и не купить ничего, можно купить меньше, чем нужно, а можно – в разы больше, если нефтяная компания решит одномоментно выставить товар во все инструменты, заполненные заявками на покупку. Представители СПбМТСБ периодически обещали участникам рынка сократить количество торговых инструментов, относящихся к Самарской и Уфимской группам заводов, но это до сих пор не сделано.

«Башнефть», по-видимому, активно пользуется обилием торговых инструментов. У компании есть сложившийся узкий круг основных контрагентов, которые в июле могли выкупить у нее на бирже большую часть реализованного бензина. Согласно данным биржи, «Башнефть» с 1 по 29 июля продала на СПбМТСБ 49,6 тыс. т автобензина, весь объем купили неаффилированные компании.

«Башнефть» в июле могла придерживать бензин. По словам участников рынка, компания уже больше месяца не выделяет торговым компаниям внебиржевой ресурс бензина, ограничивая реализацию на свободном рынке только биржевыми продажами. По мнению трейдеров, это дополнительно подогревает интерес к уфимскому бензину и оказывает поддержку ценам.

«Сургутнефтегаз» с 1 по 29 июля продал на СПбМТСБ 44,6 тыс. т автобензина, в том числе, 43,5 тыс. т – неаффилированным компаниям. При этом компания реализовала крупными сделками не менее 25 тыс. т бензина Регуляр-92. По словам участников рынка, в случае крупных сделок продавцом и покупателем являются «Сургутэкс» и «ТСБ-Брокер» (обе компании оказывают брокерские услуги «Сургутнефтегазу»). При этом нефтепродукты, закупленные брокером, впоследствии перепродаются вне биржи сбытовым предприятиям «Сургутнефтегаза». В этой связи, данные СПбМТСБ о реализации нефтепродуктов производства КИНЕФа преимущественно неаффилированным с «Сургутнефтегазом» лицам, по-видимому, не являются корректными.

В июле объем торгов нефтью и нефтепродуктами на СПбМТСБ превысил 1,5 млн т и стал рекордным за все время работы биржи, однако само по себе это ни о чем не говорит. Напротив, есть серьезные основания полагать, что увеличение совокупного объема продаж нефтепродуктов отнюдь не сопровождалось ростом реализации бензина рыночными сделками.

Производители «подсушили» внутренний рынок бензина

Во II квартале 2013 года на российских биржах было реализовано менее 47 тыс. т автомобильного бензина производства белорусских НПЗ, тогда как в I квартале 2013 года – почти 150 тыс. т. Поставки белорусского бензина в Россию сократились из-за более высокой эффективности экспорта топлива из Белоруссии в Украину и Северо-Западную Европу. Российско-белорусское соглашение по нефти и нефтепродуктам определяет объем встречных поставок бензина из Белоруссии в Россию, однако оно не закрепляет за белорусской стороной обязательство предлагать бензин по той цене, которая является конкурентоспособной на рынке России.

Кроме того, сокращение поставок белорусского бензина совпало с высказыванием сотрудника Минэнерго России Ивана Антипова в начале апреля в кулуарах одной из отраслевых конференций: «К нам пришли представители нефтяных компаний и с плачем сказали: Не надо! Вы нам всю торговлю погубили… Объем, пришедший извне, буквально разрушил торговлю, по крайней мере, в зоне логистического плеча… На сегодняшний день у нас фактически выведены из обращения объемы из Белоруссии, потому что под давлением наших компаний мы практически перестали там требовать исполнения соглашений о докупке».

Всю весну российский рынок бензина работал в условиях затоваренности. Бензин ежедневно в крупных объемах предлагался на биржевом рынке, товар также был свободно доступен в регионах у сбытовых предприятий нефтяных компаний и на коммерческих нефтебазах. На этом фоне торговые компании и конечные потребители не сформировали значительные товарные запасы бензина на летний сезон. Вплоть до середины июня многие потребители «жили одним днем», покупая бензин мелкими партиями, которые покрывают текущие потребности, но не позволяют сформировать запасы топлива.

Подчищая внутренний рынок от избыточных, по их мнению, запасов бензина, нефтяные компании увеличили объемы экспорта товарного автобензина во II квартале 2013 года и продолжали в крупных объемах экспортировать бензин в июле, несмотря на сокращение товарных остатков и начавшийся резкий рост цен на внутреннем рынке. По данным Минэнерго, в марте–июне 2013 года из России экспортировано 1,61 млн т автобензина, что на 0,58 млн т, или на 56,3%, больше по сравнению с мартом–июнем 2012 года. С 1 по 23 июля текущего года нефтяные компании, по предварительным данным Минэнерго, экспортировали 160,9 тыс. т автобензина.

Российский рынок бензина вошел в сезон пикового спроса с минимальными товарными запасами топлива из-за просчета потребителей, и активного экспорта бензина нефтяными компаниями. Снижение товарных остатков автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний продолжалось вплоть до начала третьей декады июля. По данным Минэнерго, с 1 апреля по 19 июля 2013 года товарные остатки автобензина в России сократились почти на треть – с 1,91 млн т до 1,29 млн т.

Увеличение эффективности экспорта на фоне повышения котировок на европейском рынке и увеличения ставок акциза на топливо 4 и 5 класса с 1 июля также стало одной из причин роста цен, однако значение этого фактора не следует переоценивать. По данным Platts, экспортный паритет для бензина Премиум-95 производства Московского НПЗ (от котировки Eurobob) в конце июня составлял примерно 29700–30200 руб./т, 19 июля – 33443 руб./т, и 24 июля – 32448 руб./т. При этом биржевые цены на бензин Премиум-95 на базисах поставки Центрального ФО в конце июля превышали максимальные зафиксированные в этом месяце значения экспортного паритета на 4000–5000 рублей.

Со II полугодия 2013 года ставки акциза на автобензин 4 и 5 классов увеличились примерно на 400–600 рублей. Это также способствовало повышению цен, однако влияние этого фактора было ограниченным, как и в случае с мировыми ценами.

В июне и июле на ряде российских НПЗ были технологические сбои, которые привели к сокращению производства и предложения бензина, став одной из причин роста цен в некоторых регионах страны. Так, 24–26 июня на Московском НПЗ проводился внеплановый ремонт установок гидроочистки дизтоплива и каталитического риформинга. Очередной сбой в работе бензиновых мощностей Московского НПЗ произошел в третьей декаде июля, в результате чего «Газпром нефть» на некоторое время прекратила поставки бензина контрагентам. Сургутский ЗСК и Салаватский НПЗ «Газпрома» в июле проводили ремонты на установках каталитического риформинга. В третьей декаде июля были проблемы и на Астраханском ГПЗ «Газпрома». Согласно предварительным данным Минэнерго, КИНЕФ и Салаватский НПЗ в июле не выполнили планы по производству и поставкам на внутренний рынок высокооктанового бензина.

Повышенному спросу на бензин способствует масштабная профилактика на российских НПЗ и на Мозырском НПЗ в Белоруссии в сентябре и октябре текущего года, которая затронет установки по первичной переработке нефти, а также бензиновые мощности. На этом фоне независимые участники рынка стремятся заблаговременно сформировать запасы ресурса.

Должны ли волки пасти овец?

Взрывной рост биржевых цен на бензин в то время, когда на биржевом рынке уже торгуется 10% производимого бензина (то есть, формально совместный приказ соблюдается), поднимает вопросы, какие объемы должны присутствовать на бирже, чтобы рынок был стабильно насыщен ресурсом, и какие продажи необходимо засчитывать в выполнение совместного приказа?

Вступление в силу совместного приказа ФАС и Минэнерго – это полпути. Предстоит разъяснить нефтяным компаниям новые правила работы, а также дополнительно настроить отдельные параметры документа, чтобы сузить поле для возможных манипуляций со стороны ВИНКов.

Видится принципиальным и вопрос, какая организация должна осуществлять мониторинг исполнения совместного приказа нефтяными компаниями? Может ли это делать СПбМТСБ, если она принадлежит нефтяным компаниям, на которые распространяется действие приказа, а менеджмент этих компаний входит в Совет директоров биржи?

Если целью принятия совместного приказа ФАС России и Минэнерго России является построение прозрачного и защищенного от манипулирования рынка, то такой мониторинг исполнения приказа должны осуществлять независимые некоммерческие организации, потому что при текущем положении дел налицо конфликт интересов.